Методы и модели создания рыночного 4PL-оператора на базе логистического подразделения крупного промышленного холдинга
https://doi.org/10.17073/2500-0632-2021-2-90-104
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена наличием низкой эффективности логистических систем промышленных предприятий и ограниченным набором методов управления операционной логистической деятельностью. Работа затрагивает главные аспекты деятельности логистических подразделений в компании, а именно управленческую, мотивационную, операционную, процессную и информационную функции. Представленные в исследовании модели и инструменты позволяют реализовать масштабную концепцию изменений, меняющую методы работы, экономику и статус логистики крупного промышленного холдинга. В основу разработанной концепции положены методы поиска баланса между логистическими затратами, сервисом и рисками зависимости от сторонних логистических операторов, а также набор инструментов по снижению доли логистических затрат в себестоимости готовой продукции промышленных холдингов. В качестве базовых инструментов преобразований в работе используется портфель проектов, направленных на внедрение матричной организационно-управленческой структуры логистической компании, регламентацию основной деятельности, нормирование и планирование операционной деятельности, внедрение системы KPI и мотивации персонала. Рассмотрены вопросы автоматизации основных процессов логистической компании и создания 4PL-оператора на базе существующей логистической компании крупного промышленного холдинга, позволяющие достичь существенного экономического эффекта и сократить долю логистических затрат в себестоимости готовой продукции.
Об авторе
К. Ж. КудайбергенКазахстан
Канат Жакыпулы Кудайберген – председатель правления, член совета директоров
г. Нур-Султан
Список литературы
1. Ботнарюк М. В. Партнерские взаимоотношения – императив ведения логистического бизнеса. Общество: политика, экономика, право. 2011;(1):53–57. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/ pep/8-2011-1/botnaryuk.pdf
2. Зайцев Е. И., Парфенов А. В., Уваров С. А. Процессная модель формирования надежных цепей поставок. Логистика и управление цепями поставок. 2012;(49):5–14.
3. Kolinski A., Horzela A., Cudzilo M., Domanski R. Reference Model of Information Flow in Business Relations with 4PL Operator. In: Kolinski A., Dujak D., Golinska-Dawson P. (eds.) Integration of Information Flow for Greening Supply Chain Management. EcoProduction (Environmental Issues in Logistics and Manufacturing). Springer, Cham.; 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-030-24355-5_2
4. Боцвин Д. В., Мамаев Э. А. Модель функциональной деятельности контейнерной компании. Сборник научных трудов Sworld. 2011;1(1):68–71.
5. Капитонов А. Е. Организация контейнерных перевозок на основе принципов логистики [дис.… канд. техн. наук: 05.22.08]. СПб.; 2001. 190 с.
6. Боцвин Д. В., Ковалев Г. А., Мамаев Э. А. Организация сборных контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте. Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2012;(2):119–125. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17746486
7. Боцвин Д. В. Логистические основы организации контейнерных перевозок на базе координационной компании. Транспорт: наука, техника, управление. 2011;(5):58–61.
8. Бауер А. 4PL-провайдеры рассматривают логистику как решающий фактор в конкретной борьбе. Логинфо. 2005;(3):26–27.
9. Baidya A., Bera K. U., Maiti M. Models for solid transportation problems in logistics using particle swarm optimisation algorithm and genetic algorithm. International Journal of Logistics Systems and Management (IJLSM). 2017;27(4):487–526. https://doi.org/10.1504/IJLSM.2017.085225
10. Çağlar Kalkan B., Aydin K. The role of 4PL provider as a mediation and supply chain agility. Modern Supply Chain Research and Applications. 2020;2(2):99–111. https://doi.org/10.1108/MSCRA-09-2019-0019
11. Багинова В. В., Кузьмин Д. В. Особенности развития контрейлерных перевозок в России. Современные проблемы транспортного комплекса России. 2013;3(2):49–52. URL: https://transcience.ru/index. php/MPRTC/article/view/2222-9396-2013-4-2-49-52/101
12. Герами В. Д. Логистическая терминология в программных документах развития транспорта. Логистика и управление цепями поставок. 2013;1(54):60–63.
13. Герами В. Д. Логистические центры: международная терминология и 271 классификация. Логистика сегодня. 2013;(1):2–7.
14. Герами В. Д., Колик А. В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. М.: Юрайт; 2016. 438 с.
15. Cezanne C., Saglietto L. Redefining the boundaries of the firm: the role of 4PLs. The International Journal of Logistics Management. 2015;26(1):30–41. https://doi.org/10.1108/IJLM-06-2012-0054
16. Connecting to complete: Trade Logistics in the Global Economy, the Logistics Performance Index and Its Indicators 2016. EU: World Bank; 2016. 72 р. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/24598
17. Волков В. Д., Герами В. Д. Системно-операционные основы логистики и управления цепями поставок. Интегрированная логистика. 2011;(2):6–10.
18. Баскаков П. В., Матюшин Л. Н. Интеграция России в международную транспортную систему (функциональный аспект). ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2015;(5):66–88.
19. Folinas D. (ed.) Outsourcing Management for Supply Chain Operations and Logistics Service. Hershey, PA: IGI Global; 2013. http://doi:10.4018/978-1-4666-2008-7
20. Dyczkowska J. 4PL logistics operator in the supply chain. Zeszyty Naukowe Akademii Sztuki Wojennej. 2018;110(1):25–36. https://doi.org/10.5604/01.3001.0012.1461
21. Papadopoulou E. M., Manthou V., Vlachopoulou M. 4PL network partnerships: the pre-selection phase. International Journal of Logistics. 2013;16(3):175–192. https://doi.org/10.1080/13675567.2013.809708
22. Гапанович В. А., Розенберг И. Н. Основные направления развития интеллектуального железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт. 2011;(4):5–11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16386369
23. Sahin E., Başaran N., Aktan C. Relation of 3PL and 4PL activies and their effect on emerging economies. International Journal of Management Economics and Business. 2016;12:262–269. https://doi.org/10.17130/ijmeb.2016icafr22440
24. Fact-finding studies in support of the development of an EU strategy for freight transport logistics Lot 1: Analysis of the EU logistics sector. Final report. 2015. URL: https://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files/themes/strategies/studies/doc/2015-01-freight-logistics-lot1-logistics-sector.pdf (Дата обращения: 20.12.2020)
25. Gruchmann T., Melkonyan A., Krumme K. Logistics Business Transformation for Sustainability: Assessing the Role of the Lead Sustainability Service Provider (6PL). Logistics. 2018;2(4):25. https://doi.org/10.3390/logistics2040025
26. Гагарский Э. А. Прогрессивные (логистические) транспортнотехнологические системы как фактор снижения страховых рисков. Транспорт: наука, техника, управление. 2011;(9):14–16.
27. Gruchmann T., Pratt N., Eiten J., Melkonyan A. 4PL digital business models in sea freight logistics: the case of FreightHub. Logistics. 2020;4(2):10. https://doi.org/10.3390/logistics4020010
28. Handfield R. Preparing for the era of the digitally transparent supply chain: a call to research in a new kind of journal. Logistics. 2017;1(1):2. https://doi.org/10.3390/logistics1010002
29. Степанов Д. Ю. Интеграция модулей логистики и финансов при внедрении корпоративных информационных систем на примере SAP ERP. Проблемы экономики. 2014;62(4):22–27.
30. Степанов Д. Ю. Способы интеграции данных корпоративных информационных систем. Естественные и технические науки. 201;69(1):207–213.
31. Якунин В. И. Новые формы взаимодействия железнодорожного и морского транспорта в условиях глобализации международных перевозок грузов. Транспорт: наука, техника, управление. 2007;(8):4–12.
32. Schramm H.-J., Czaja C. N., Dittrich M., Mentschel M. Current advancements of and future developments for fourth party logistics in a digital future. Logistics. 2019;3(1):7. https://doi.org/10.3390/logistics3010007
33. Губский М. И. Формирование 3PLи 4PL-компаний как ключевой элемент государственной политики в сфере логистики. Проблемы управления (Минск). 2009;(1):75–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28400051
34. Yang H., Zuo Y. H., Li Y. R. IoT-based 4PL: prospects and business models. Applied Mechanics and Materials. 2013;273:65–69. https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/amm.273.65
35. Lee H.-Y., Seo Y.-J., Dinwoodie J. Supply chain integration and logistics performance: the role of supply chain dynamism. The International Journal of Logistics Management. 2016;27(3):668–685. https://doi.org/10.1108/IJLM-06-2015-0100
36. Кириллова А. Г. Методология организации контейнерных и контрейлерных перевозок в мультимодальных автомобильно-железнодорожных сообщениях [дисс. ... д-ра техн. наук: 05.22.01]. 2010. 335 с.
37. Клепиков В. В. Логистические центры как инструмент организации смешанных перевозок.Морские порты России. 2003;(3):37–41.
38. Клименко В. Роль 4PL-провайдеров в управлении логистическими центрами. Логистика. 2012;(4):38–40. URL: http://www.logistika-prim.ru/sites/default/files/38-40.pdf
39. Зубков В. Н., Рязанова Е. В. Методы эффективного взаимодействия участников перевозочного процесса в транспортных узлах. Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2012;(1):135–143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17743441
40. Hinkka V., Häkkinen M., Holmström J., Främling K. Supply chain typology for configuring cost-efficient tracking in fashion logistics. The International Journal of Logistics Management. 2015;26(1):42–60. https://doi.org/10.1108/IJLM-03-2011-0016
41. Mehmann J., Teuteberg F., Freye D. Sequencing of bulk transports in a 4PL scenario. In: The International Conference on Logistics & Sustainable Transport. Celje, Slovenia. 2013;10.
42. Довнар В. И. О путях развития отечественной логистики. Экономика и управление (Минск). 2013;(3):110–112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36577193
43. Jonsson P. Logistics and Supply Chain Management. London: McGraw-Hill Higher Education; 2008. 491 р.
44. Lambrechts W., Son-Turan S., Reis L., Semeijn J. Lean, green and clean? Sustainability reporting in the logistics sector. Logistics. 2019;3(1):3. https://doi.org/10.3390/logistics3010003
45. Macharis C., Melo S., Woxenius J., van Lier T. (eds.) Sustainable Logistics Vol: 6. Emerald Group Publishing; 2014. 365 p. https://doi.org/10.1108/S2044-994120140000006022
46. Ералин Ж. М., Гончаренко С. Н. Разработка моделей решения ключевых проблем стратегического развития уранодобывающего предприятия. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2019;4:199–208. https://doi.org/10.25018/0236-1493-2019-04-0-199-208
47. Vostrikov A. V., Prokofeva E. N., Goncharenko S. N., Gribanov I. V. Analytical modeling for the modern mining industry. Eurasian Mining. 2019; (2):30–35. https://doi.org/10.17580/em.2019.02.07
48. Huang M., Ren L., Lee L.-H., Wang X. 4PL routing optimization under emergency conditions. Knowledge-Based Systems. 2015;89:126–133. https://doi.org/10.1016/j.knosys.2015.06.023
49. Ayan O., Ozturk M. G., Kosegolu A. M., Colak M. Supply chain resilience in 4PL companies. In: 4th Global Business Research Congress. 2018. Istanbul, Turkey. 2018;7:359-361. https://doi.org/10.17261/Pressacademia.2018.916
50. Дементьев А. В. Контрактная логистика. СПб.: ООО «Книжный Дом»; 2013. 146 с.
51. Randall W. S., Hawkins T. G., Haynie J. J., Nowicki D. R. et. al. Performance-based logistics and interfirm team processes: an empirical investigation. Journal of Business Logistics. 2015;36(2):212–230. https://doi. org/10.1111/jbl.12084
52. Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерглигова А. Н. Логистика. М.: Эксмо; 2014. 944 с.
53. Schramm H.-J.,Czaja C.N.,Dittrich M.,Mentschel M.Currentadvancementsofandfuturedevelopments for fourth party logistics in a digital future. Logistics. 2019;3(1):7. https://doi.org/10.3390/logistics3010007
54. Verhoeven P., Sinn F., Herden T. T. Examples from blockchain implementations in logistics and supply chain management: exploring the mindful use of a new technology. Logistics. 2018;2(3):20. https://doi.org/10.3390/logistics2030020
55. Vivaldini M. 3PL, 4PL and insourcing logistics. Revista Gestão da Produção Operações e Sistemas. 2015;10:21–38. https://doi.org/10.15675/gepros.v10i4.1237
56. Qian X., Fang S.-C., Yin M., et. al. Selecting green third party logistics providers for a loss-averse fourth party logistics provider in a multiattribute reverse auction. Information Sciences. 2021;548:357–377. https://doi.org/10.1016/j.ins.2020.09.011
57. Qian X., Huang M., Yin M., Zhang Q., Yu Y. A Multiattribute Decision Approach for 4PL Supply Base Design. In: 2019 Chinese Control and Decision Conference (CCDC). 2019. P. 4281–4285 https://doi.org/10.1109/CCDC.2019.8832611
58. Губенко В. С. Управление цепями поставок контейнерных грузов на принципах логистического аутсорсинга [автореф. дис. … канд. экон. наук]. СПб.: ИНЖЭКОН; 2009. 18 с.
59. Qian X., Chan F. T.S., MingqiangYin, Qingyu Zhang et. al. A two-stage stochastic winner determination model integrating a hybrid mitigation strategy for transportation service procurement auctions. Computers & Industrial Engineering. 2020;149:106703. https://doi.org/10.1016/j.cie.2020.106703
60. Cui Y., Huang M., Dai Q. 4PL collaborative routing customization problem on the dynamic networks. In: 2017 13th IEEE Conference on Automation Science and Engineering (CASE). 2017. P. 1345-1349. https://doi.org/10.1109/COASE.2017.8256289
61. Cui Y., Huang M., Zhang X., Yang X. 4PL routing problem on fuzzy time varying networks. In: First International Conference Economic and Business Management 2016. 2016. P. 438–444. https://doi.org/10.2991/febm-16.2016.67
62. Cui Y., Huang M., Liu J. Multi-objective 4PL routing problem on time varying networks. In: 12th International Conference on Natural Computation, Fuzzy Systems and Knowledge Discovery (ICNC-FSKD). 2016. P. 271–275. https://doi.org/10.1109/FSKD.2016.7603185
63. Zemzam A., Maataoui E. M., Hlyal M. et. al. Inventory management of supply chain with robust control theory: literature review. International Journal of Logistics Systems and Management (IJLSM). 2017;27(4);438–465. https://doi.org/10.1504/IJLSM.2017.10005787
64. Линёва О. Н. Оценка эффективности функционирования логистических систем. Российское предпринимательство. 2008;(6–1):21–23.
Рецензия
Для цитирования:
Кудайберген К.Ж. Методы и модели создания рыночного 4PL-оператора на базе логистического подразделения крупного промышленного холдинга. Горные науки и технологии. 2021;6(2):90-104. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2021-2-90-104
For citation:
Kudaibergen K.Zh. Methods and models for creating a market 4PL operator based on a logistics division of a large industrial holding company. Mining Science and Technology (Russia). 2021;6(2):90-104. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2500-0632-2021-2-90-104