Перейти к:
Влияние технического состояния главных насосов гидравлического экскаватора на расход топлива
https://doi.org/10.17073/2500-0632-2024-01-179
Аннотация
В процессе эксплуатации гидравлических экскаваторов вследствие износа изменяется техническое состояние насосов. Увеличиваются зазоры, переток жидкости, снижается объемный КПД, возрастают потери энергии, что приводит к перерасходу топлива. Целью работы являлось определение рационального срока эксплуатации насосов с учетом перерасхода топлива, который возрастает в процессе эксплуатации. Решены задачи: создание математической модели затрат на владение насосом с учетом перерасхода топлива, возрастающего в процессе эксплуатации, разработка алгоритма и компьютерного моделирования в программе Simulink-Matlab, оценка увеличения расхода топлива. В статье на примере гидравлического экскаватора Komatsu PC2000-8 показано влияние технического состояния главных насосов гидравлического экскаватора на перерасход топлива. На основе предлагаемой модели затрат на эксплуатацию насоса с учетом повышения расхода топлива в процессе эксплуатации получены зависимости перерасхода топлива от технического состояния насосов. По разработанным методике расчета и программному алгоритму выполнено компьютерное моделирование в программах Simulink-Matlab и Excel. Получены зависимости перерасхода топлива гидравлического экскаватора от технического состояния насосов. Представлены математическая модель затрат на владение насосом с учетом перерасхода топлива, возрастающего в процессе эксплуатации, и полученное на ее основе выражение для определения рационального срока эксплуатации насосов для минимизации затрат на приобретение насосов и топлива, учитывающее техническое состояние главных насосов, скорость его изменения, стоимость топлива и замены насоса. Предложен показатель, характеризующий перерасход топлива, определяемый отношением разницы между фактическим расходом топлива на 1 м3 экскавируемой горной массы и расходом топлива при номинальных значениях КПД основных насосов (номинальным расходом) к номинальному расходу. Использование предлагаемого критерия совместно с выражением для определения рационального срока эксплуатации насосов позволит обоснованно выбирать значение предельного состояния основных насосов и уменьшить суммарные затраты на владение насосом и на расход топлива до 17 % в зависимости от экономических и горнотехнических факторов эксплуатации. с учетом экономических и горнотехнических факторов эксплуатации.
Ключевые слова
Для цитирования:
Рахутин М.Г., Чан В.Х., Кривенко А.Е., Занг К.К. Влияние технического состояния главных насосов гидравлического экскаватора на расход топлива. Горные науки и технологии. 2025;10(1):67-74. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2024-01-179
For citation:
Rakhutin M.G., Tran V.H., Krivenko A.E., Giang Q.Kh. Impact of the technical condition of main pumps on fuel consumption in a hydraulic excavator. Mining Science and Technology (Russia). 2025;10(1):67-74. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2024-01-179
Влияние технического состояния главных насосов гидравлического экскаватора на расход топлива
Введение
Утечки рабочей жидкости в механизме нагнетания объемных насосов гидравлического привода карьерных экскаваторов закладываются на этапе конструирования и в среднем составляют 5 % от рабочей подачи при рабочем давлении. Меньший объем утечек приводит к тому, что ухудшаются условия смазки и охлаждения деталей нагнетательного механизма, далее происходит перегрев и насос выходит из строя. Величина утечек напрямую зависит от величины зазоров в нагнетательном механизме насоса [1–3]. По мере износа деталей зазоры в механизме нагнетания увеличиваются и растут утечки рабочей жидкости, уменьшается КПД насоса, растет расход топлива. Целью работы являлось определение рационального срока эксплуатации насосов с учетом перерасхода топлива, возрастающего в процессе эксплуатации. Влияние возрастающих утечек на производительность карьерного экскаватора может быть оценено через объемный КПД гидромашины. Ранее было установлено, что можно выделить две стадии влияния износа насоса на затраты энергии: 1. Запас мощности привода покрывает потери энергии, возрастающие в результате увеличивающихся утечек рабочей жидкости в насосе. На этом этапе производительность машины остается прежней, но удельные затраты энергии на 1 м3 горной массы увеличиваются; 2. Запас мощности привода меньше, чем потери энергии из-за объемных утечек в насосе, и быстродействие машины уменьшается, при этом удельные затраты энергии на 1 м3 горной массы продолжают расти. Установление рационального технического состояния насоса позволит планировать его своевременную замену и затраты будущих периодов [4–6]. Выявление зависимости «излишнего» расхода топлива от технического состояния насоса (величины утечек) позволит определять наиболее целесообразный диапазон значений объёмного КПД исходя из минимальных потерь производительности, перерасхода топлива и стоимости владения насосом.
Методы
В гидравлическом экскаваторе все основные и вспомогательные операции выполняются с использованием гидропривода. При выполнении основных операций, к которым относятся: копание, поворот на выгрузку, разгрузка ковша, поворот в забой[1], используются регулируемые аксиально-поршневые насосы, называемые в технической литературе[2] [7–9] основными или главными. Увеличение зазоров, вызванное механическими примесями, в процессе эксплуатации насоса влечет за собой рост утечек гидравлической жидкости, снижение объемного КПД насоса и увеличение расхода энергии на выполнение полезной работы, что подтверждается ранее выполненными исследованиями [10–12]. Замена насоса решает проблему перерасхода топлива, но требует дополнительных затрат. Для достижения поставленной цели – определение рационального срока эксплуатации насосов, были сформулированы задачи: создание математической модели затрат на владение насосом с учетом перерасхода топлива, возрастающего в процессе эксплуатации, разработка алгоритма и компьютерного моделирования в программе Simulink-Matlab, оценка увеличения расхода топлива.
В работе рассматривалось влияние технического состояния аксиально- поршневых насосов HPV375 на расход топлива карьерным гидравлическим экскаватором Komatsu PC2000-8. В рамках исследования принято допущение, что потери подведенной энергии в узлах трения механизмов экскаватора постоянны, и при расчетах не учитывались.
Главные насосы гидравлической системы карьерного экскаватора обеспечивают жидкостью гидродвигатели рабочего оборудования и механизма поворота платформы. В зависимости от фазы рабочего цикла экскаватора некоторые гидродвигатели могут бездействовать или, наоборот, работать с максимальной нагрузкой. Нагрузка на механизмы экскаватора определяет рабочее давление в гидросистеме, и, в свою очередь, величина утечек и сил трения в механизме нагнетания насоса изменяется пропорционально изменению давления. Отсюда следует, что для оценки потерь энергии в главных гидравлических насосах необходимо учитывать свойства экскавируемой горной массы, температуру рабочей жидкости, уровень утечек рабочей жидкости, скорости и ускорения подвижных элементов [13, 14].
Утечки в зазорах механизмов аксиально-поршневого насоса зависят от ряда факторов, основными из них являются разность давлений на входе и выходе из зазора и сопротивление зазора, которое зависит от его формы и площади сечения. При прочих равных условиях с ростом разности давлений растут утечки. Это происходит в процессе вытеснения рабочей жидкости из рабочей камеры гидравлического насоса. В процессе заполнения рабочей камеры утечки практически отсутствуют.
Утечки в рабочих камерах механизма нагнетания насоса HPV375+375 можно представить в виде четырех составляющих: перетоки жидкости в зазоре кольцевой формы между плунжером и стенкой рабочей камеры Qpc, в сферическом шарнире, соединяющем основание плунжера с упорным башмаком, в плоском зазоре между упорным башмаком и наклонным диском, а также по поверхности контакта блока рабочих камер с диском распределительного механизма Qbp. В этих зазорах утечки конструктивно не только неизбежны, но и необходимы, т.к. рабочая жидкость, попадая в эти зазоры, смазывает поверхности деталей, нагруженные усилиями, создаваемыми рабочим давлением жидкости, и снижает их износ.
При расчете перетоков жидкости в зазоре между плунжером и стенкой рабочей камеры необходимо учесть, что под действием боковых нагрузок, возникающих при передаче крутящего момента от приводного вала к плунжерной группе, плунжер, несмотря на малые допуски и высокий класс точности изделия, занимает эксцентричное положение в рабочей камере. Расход жидкости в эксцентричном кольцевом зазоре определяется по формуле [15, 16]:
где dp – диаметр плунжера насоса, м; hpc – средняя величина зазора между плунжером и стенкой рабочей камеры насоса, м; pc, p0 – соответственно рабочее давление насоса и давление в корпусе насоса, Па; μ – динамический коэффициент вязкости рабочей жидкости, Па∙с; λ = e/hpc – относительный эксцентриситет плунжера в рабочей камере; e – эксцентриситет плунжера относительно стенок цилиндра, м; v – скорость движения плунжера, м/с; l – длина части плунжера, находящейся в цилиндре в текущий момент времени, м:
l = l0 + R(1 – cos ωt) tg γ, (2)
здесь l0 – средняя длина части плунжера, находящейся в цилиндре, м; R – радиус осей рабочих камер, м; ω – угловая скорость блока рабочих камер, рад/с; γ – угол наклона упорного диска, град.
Осевая скорость одного поршня относительно цилиндра определяется следующим образом:
v = ωR tg γ sin ωt. (3)
Утечки рабочей жидкости через зазоры между поршнем и башмаком определяются по выражению [17]:
где hpt – зазор между поршнем и башмаком, м; p1, p0 – соответственно давление в камере башмака и в камере корпуса, Па; β1, β2 – конструктивные углы поршня и башмака, рад.
Аналогично рассчитываются утечки в других узлах аксиально-поршневого насоса.
Действующий ГОСТ 13823–78 устанавливает предельное состояние только для нерегулируемых аксиально-поршневых насосов и не устанавливает для регулируемых насосов с питанием системы управления от основного потока. При этом из известного уровня техники следует, что наступает момент, когда дальнейшая эксплуатация регулируемого аксиально-поршневого насоса нецелесообразна, в том числе в связи с повышенным перерасходом топлива. Для карьерных гидравлических экскаваторов величину предельного состояния регулируемых основных насосов следует устанавливать с учетом горнотехнических и экономических условий эксплуатации [18].
[1] ГОСТР 55165–2012 Оборудование горно-шахтное. Экскаваторы одноковшовые карьерные с вместимостью ковша свыше 4 м3. Общие технические требования и методы испытаний.
[2] Занг К. К. Обоснование и выбор параметров охладителя гидросистемы карьерного гидравлического экскаватора при эксплуатации в условиях Республики Вьетнам. [Автореф. дис. канд. техн. наук]. М.: МИСиС; 2021. 21 с.
Обсуждение результатов
Комплексная математическая модель, включающая перечисленные формулы утечек для критических узлов механизма нагнетания жидкости аксиально-поршневых насосов гидравлической системы карьерного экскаватора, была составлена в системе Simulink-Matlab. В последнее время Simulink-Matlab наравне с другими популярными CAD, CAE системами широко и успешно используется для цифрового прототипирования рабочих процессов оборудования в горном деле [19]. Также в модель были добавлены условия и ограничения, напрямую и косвенно влияющие на величину утечек рабочей жидкости в зазорах. В первую очередь параметры цикла рабочей камеры насоса, конструктивные параметры механизма нагнетания, временны́е и нагрузочные параметры рабочего цикла карьерного гидравлического экскаватора, температура рабочей жидкости.
В рамках численного эксперимента были определены объемы утечек рабочей жидкости в насосах высокого давления гидросистемы карьерного гидравлического экскаватора, имеющих различную степень износа механизма нагнетания: от состояния нового насоса (зазоры hрс = hсv = hрs = hss = 5 мкм) до бывшего в эксплуатации в течение нескольких лет (зазоры hрс = hсv = hрs = hss = 20 мкм).
Величины значений потерь перерасхода топлива, соответствующие утечкам в насосах, приведены в табл. 1. Графики зависимости перерасхода топлива от температуры рабочей жидкости, построенные для четырех степеней износа механизма нагнетания (рис. 1), показывают, что с ростом величины зазоров перерасход топлива возрастает многократно. Например, для температуры рабочей жидкости 70 ℃ увеличение зазоров в механизме нагнетания аксиально-поршневого насоса в 2, 3 и 4 раза вызывает рост перерасхода топлива, вызванного утечками рабочей жидкости, в 8, 27 и 64 раза соответственно. Такое соотношение может быть отражено функцией x = y3.
Таблица 1
Перерасход топлива при выполнении основных операций рабочего цикла в зависимости от величины зазора между поршнем и блоком цилиндров
Температура РЖ, ºС | Перерасход топлива, л/ч 10−3 | |||||||||||||||
Копание | Поворот на выгрузку | Разгрузка ковша | Поворот в забой | |||||||||||||
Величина зазора, мкм | ||||||||||||||||
5 | 10 | 15 | 20 | 5 | 10 | 15 | 20 | 5 | 10 | 15 | 20 | 5 | 10 | 15 | 20 | |
20 | 46 | 98 | 226 | 448 | 24 | 28 | 36 | 52 | 28 | 34 | 50 | 78 | 18 | 18 | 22 | 30 |
40 | 82 | 208 | 510 | 1,036 | 36 | 44 | 66 | 102 | 42 | 58 | 94 | 156 | 26 | 30 | 38 | 54 |
60 | 138 | 406 | 1,040 | 2,146 | 48 | 66 | 110 | 186 | 60 | 90 | 164 | 294 | 34 | 42 | 60 | 92 |
80 | 224 | 720 | 1,896 | 3,946 | 64 | 98 | 178 | 316 | 80 | 138 | 274 | 510 | 44 | 58 | 92 | 152 |
100 | 342 | 1,178 | 3,156 | 6,604 | 82 | 138 | 272 | 506 | 104 | 200 | 428 | 826 | 56 | 80 | 136 | 234 |
Рис. 1. Потери мощности при ширине зазоров: 1 – 5 мкм; 2 – 10 мкм; 3 – 15 мкм; 4 – 20 мкм
Рис. 2. Перерасход топлива при выполнении рабочих операций: а – копание; б – поворот на выгрузку; в – разгрузка ковша; г – поворот в забой
Перерасход топлива при выполнении рабочих операций в зависимости от зазора между поршнем и блоком цилиндров при различной температуре РЖ представлен на рис. 2.
Влияние температуры рабочей жидкости на потери мощности в гидравлическом экскаваторе рассмотрено в [20]. В указанной работе влияние технического состояния насосов на потери мощности не рассматривалось.
Следует сказать, что потеря мощности в 1 кВт∙ч приводит к перерасходу 207–218 г топлива.
В работе Чан В. Х.[3] была разработана математическая модель стоимости владения основного насоса гидравлического экскаватора и затрат на перерасход топлива:
где Ze – затраты на эксплуатацию насоса, руб/ч; Zg – затраты на топливо в начальный момент эксплуатации, руб/ч; C – стоимость замены насоса, руб.; ηn – величина объемного КПД насоса в начальный момент эксплуатации; vη – скорость изменения объемного КПД насоса, %/ч; Т – продолжительность эксплуатации, ч.
На основе предложенной модели получено выражение для определения интервала между заменами:
Использование расчетного значения интервала между заменами насоса позволит минимизировать затраты на приобретение насоса и расход топлива в процессе эксплуатации до замены.
Из выражения хорошо видно, что величина интервала увеличивается как корень второй степени с увеличением стоимости замены насоса и уменьшения стоимости топлива и скорости уменьшения объёмного КПД в процессе эксплуатации.
Также из полученного выражения следует, что величина постоянных затрат на эксплуатацию насоса не влияет на рациональную величину интервала между заменами (рис. 3).
Рис. 3. Влияние интервала между заменами основных насосов: а – на перерасход топлива; б – на затраты на топливо и замену насосов: 1 – vn = 0,5∙10−3 %/ч; 2 – vn = 1∙10−3 %/ч; 3 – vn = 1,5∙10−3 %/ч; 4 – vn = 1∙10−3 %/ч, Czn = 800 000 руб, D = 35 руб./л; 5 – vn = 1∙10−3 %/ч, Czn = 800 000 руб., D = 70 руб/л; 6 – vn = 1∙10−3 %/ч, Czn = 1 600 000 руб., D = 35 руб./л
Для оценки перерасхода топлива предложен показатель Kef, характеризующий перерасход топлива, определяемый отношением разницы между фактическим расходом топлива на 1 м3 экскавируемой горной массы Gf и расходом топлива при начальном значении объемного КПД Gn к расходу топлива при начальном значении объемного КПД:
Значение показателя равно нулю при равенстве номинального и фактического расхода топлива, т.е. в начальный момент эксплуатации, если фактический расход топлива в 2 раза больше, чем номинальный (следует отметить, что при эксплуатации такой перерасход топлива не допускается), коэффициент принимает значение, равное единице.
Использование предлагаемого коэффициента эффективности расхода топлива и предложенного выражения для расчета интервалов между заменами насоса позволит на основе объективных данных принимать решения о назначении предельных состояний и сроках замены основных насосов карьерного гидравлического экскаватора и уменьшить суммарные затраты на владение насосом и на расход топлива до 17 % в зависимости от экономических и горнотехнических факторов эксплуатации.
[3] Чан В. Х. Обоснование наработки между заменами насосов карьерного гидравлического экскаватора в условиях Вьетнама. Автореф. дис. канд. техн. наук. Тверь; 2024. 21 с.
Заключение
- С использованием разработанного алгоритма и компьютерного моделирования в программе Simulink-Matlab установлена зависимость перерасхода топлива от вязкости рабочей жидкости и величины зазоров в аксиально-поршневом насосе HPV375 экскаватора Komatsu PC2000-8.
- Представлены математическая модель затрат на владение насосом с учетом перерасхода топлива, возрастающего в процессе эксплуатации, и полученное на ее основе выражение для определения рационального срока эксплуатации насосов для минимизации затрат на приобретение насосов и топлива, учитывающее техническое состояние главных насосов, скорость его изменения, стоимость топлива и замены насоса.
- Предложен показатель, характеризующий перерасход топлива, определяемый отношением разницы между фактическим расходом топлива на 1 м3 экскавируемой горной массы и расходом топлива при начальном значении КПД насоса к расходу топлива при начальном значении КПД.
- Использование предлагаемого показателя перерасхода топлива и предложенного выражения для расчета интервалов между заменами насоса позволит более точно планировать сроки замены и затраты будущих периодов, а также уменьшить суммарные затраты на владение насосом и на расход топлива до 17 % в зависимости от экономических и горнотехнических факторов эксплуатации.
Список литературы
1. Chen Y., Zhang J., Xu B. et al. Multi-objective optimization of micron-scale surface textures for the cylinder/valve plate interface in axial piston pumps. Tribology International. 2019;138:316–329. https://doi.org/10.1016/j.triboint.2019.06.002
2. Mnatsakanyan V. U., Surina N. V., Belyankina O. V., Sizova E. I. Assembly accuracy of power cylinders for powered roof supports in longwalls. Eurasian Mining. 2023;(1):50–54. https://doi.org/10.17580/em.2023.01.11
3. Bergada J. M., Kumar S., Davies D. L, Watton J. A complete analysis of axial piston pump leakage and output flow ripples. Applied Mathematical Modelling. 2012;36(4):1731–1751. https://doi.org/10.1016/j.apm.2011.09.016
4. Xia L., Quan L., Cao D. et al. Research on energy saving characteristics of large hydraulic excavator boom driven by dual hydraulic-gas energy storage cylinder. Journal of Mechanical Engineering. 2019;55(20):240–248. (In Chinese) https://doi.org/10.3901/JME.2019.20.240
5. Yu Y., Do T. C., Yin B. et al. Improvement of energy saving for hybrid hydraulic excavator with novel powertrain. International Journal of Precision Engineering and Manufacturing-Green Technology. 2023;10:521–534. https://doi.org/10.1007/s40684-022-00437-9
6. Lukashuk O. A., Komissarov A. P., Letnev K. Y. Increasing power efficiency of open-pit excavators. In: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;709(2):022083. https://doi.org/10.1088/1757-899X/709/2/022083
7. Zhuraev A. Study of the effect of hydraulic systems operation on the general performance of a hydraulic excavator. The American Journal of Engineering and Technology. 2021;3(10):36–42 https://doi.org/10.37547/tajet/Volume03Issue10-07
8. Литвин О. И., Хорешок А. А., Дубинкин Д. М. и др. Анализ методик расчета производительности карьерных гидравлических экскаваторов. Горная промышленность. 2022;(5):112–120. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2022-5-112-120
9. Vukovic M., Leifeld R., Murrenhoff H. Reducing fuel consumption in hydraulic excavators – a comprehensive analysis. Energies. 2017;10(5):687. https://doi.org/10.3390/en10050687
10. Бурый Г. Г., Потеряев И. К. Определение оптимальной силы и скорости копания грунта одноковшового гидравлического экскаватора с ковшом сферической формы. Устойчивое развитие горных территорий. 2022;14(2):321–329. https://doi.org/10.21177/1998-4502-2022-14-2-321-329
11. Hidayat H., Aviva D., Muis A., Halik A. Failure analysis of excavator hydraulic pump. In: IOP Conference Series Materials Science and Engineering. 2022;1212(1):012052. https://doi.org/10.1088/1757-899X/1212/1/012052
12. Овчинников Н. П. Оценка влияния твердой фазы шахтных вод на эффективность секционных насосов при разработке месторождений кимберлитовых руд. Горные науки и технологии. 2022;7(2):150-160. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-2-150-160
13. D'Andrea D., Epasto G., Bonanno A. et al. Failure analysis of anti-friction coating for cylinder blocks in axial piston pumps. Engineering Failure Analysis. 2019;104:126–138. https://doi.org/10.1016/j.engfailanal.2019.05.041
14. Xu B., Hu M., Zhang J., Su Q. Characteristics of volumetric losses and efficiency of axial piston pump with respect to displacement conditions. Journal of Zhejiang University – Science A. 2016;17:186–201. https://doi.org/10.1631/jzus.A1500197
15. Li R., Liu J., Ding X., Liu Q. Study on the influence of flow distribution structure of piston pump on the output of pulsation pump. Processes. 2022;10(6):1077. https://doi.org/10.3390/pr10061077
16. Hong H., Zhao Ch., Zhang B. et al. Flow ripple reduction of axial-piston pump by structure optimizing of outlet triangular damping groove. Processes. 2020;8(12):1664. https://doi.org/10.3390/pr8121664
17. Хорин В. Н. Объемный гидропривод забойного оборудования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Недра; 1980. 415 с.
18. Сурина Н. В., Мнацаканян В. У. Система автоматизированного проектирования технологических процессов при ремонте горной техники. Горный журнал. 2019;(7):90–95. https://doi.org/10.17580/gzh.2019.07.08
19. Рахутин М. Г. Методология обоснования предельных состояний элементов гидропривода горных машин. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2011;(S1):508–519.
20. Рахутин М. Г., Занг К. К., Кривенко А. Е., Чан В. Х. Оценка влияния температуры рабочей жидкости на потери мощности карьерного гидравлического экскаватора. Записки Горного института. 2023;261:374–383.
Об авторах
М. Г. РахутинРоссия
Максим Григорьевич Рахутин – доктор технических наук, профессор кафедры горного оборудования, транспорта и машиностроения
г. Москва
Scopus ID 57200152323
В. Х. Чан
Вьетнам
Ван Хиеп Чан – кандидат технических наук, преподаватель факультета механики
г. Ханой
А. Е. Кривенко
Россия
Александр Евгеньевич Кривенко – кандидат технических наук, доцент кафедры горного оборудования, транспорта и машиностроения
г. Москва
К. К. Занг
Вьетнам
Куок Кхань Занг – кандидат технических наук, декан факультета механической технологии
г. Хайзыонг
Рецензия
Для цитирования:
Рахутин М.Г., Чан В.Х., Кривенко А.Е., Занг К.К. Влияние технического состояния главных насосов гидравлического экскаватора на расход топлива. Горные науки и технологии. 2025;10(1):67-74. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2024-01-179
For citation:
Rakhutin M.G., Tran V.H., Krivenko A.E., Giang Q.Kh. Impact of the technical condition of main pumps on fuel consumption in a hydraulic excavator. Mining Science and Technology (Russia). 2025;10(1):67-74. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2024-01-179