Preview

Горные науки и технологии

Расширенный поиск

Аналитический обзор системы подготовки горных инженеров в России

https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-3-240-259

Аннотация

Подготовка специалистов для минерально-сырьевого комплекса в России является всегда одной из самых актуальных тем для дискуссий в академическом и профессиональном горном сообществе, в том числе и в международном контексте. Эксперты из многих стран регулярно представляют свои исследования о состоянии и достижениях высшего горного образования в национальных системах подготовки горных инженеров. Целью публикации являются анализ и количественная оценка системы подготовки горных инженеров в России. Для оценки количественных характеристик подготовки горных инженеров в России в исследовании использовались методы анализа, основанные на объективных данных государственной статистики выпуска горных инженеров во всех университетах, а также приема на соответствующие специальности и направления подготовки. Так, по специальностям «Прикладная геология»; «Технология геологической разведки»; «Горное дело»; «Физические процессы горного или нефтегазового производства» в 2021 г. в России был подготовлен 5031 горный инженер. По специальностям нефтегазового профиля – 10 789 бакалавров и магистров. Результаты анализа представлены в статье в разрезе конкретных университетов, специальностей и направлений подготовки, федеральных округов и страны в целом. Количественные параметры подготовки кадров для минерально-сырьевого комплекса в университетах России свидетельствуют о возможности формирования кадрового потенциала в системе высшего образования отрасли только за счет собственных научно-педагогических школ.

Об авторе

В. Л. Петров
Университет науки и технологий МИСИС
Россия

Вадим Леонидович Петров – доктор технических наук, профессор, проректор

Scopus ID 8919065900, ResearcherID P-9984-2015

Москва



Список литературы

1. Казанин О.И., Дребенштедт К. Горное образование в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы. Записки Горного института. 2017;225:369–375. https://doi.org/10.18454/pmi.2017.3.369

2. Твердов А.А., Иванов И.А. Проблемы, задачи и перспективы развития горного образования в России. Горный журнал. 2015;(12):80–83. https://doi.org/10.17580/gzh.2015.12.18

3. Puchkov L.A., PetrovV. L. The system of higher mining education in Russia. Eurasian Mining. 2017;(2):57–60. https://doi.org/10.17580/em.2017.02.14

4. Kizil M.S. New developments in the Australian mining education. Madencilik. 2017;56(1):33–40.

5. Spearing S., Hall S. Future mining issues and mining education. AusIMM Bulletin. 2016;(4).

6. Saydam S., Mitra R., Daly C., Hagan P.A. Collaborative approach to mining education in Australia. International Journal of Learning. 2009;16(3):13–30. https://doi.org/10.18848/1447-9494/cgp/v16i03/46181

7. Pivnyak G.G. High mining education in Ukraine. Ugol’. 2003;(4):60–63.

8. Phillips H.R. Mining education in South Africa – past, present and future. Journal of Mines, Metals and Fuels. 1998;46(11):412–418.

9. Bud I., Duma S., Pasca I., Gusat D. Arguments for the need of mining education continuity and development in Romania. In: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018;294(1):012061. https://doi.org/10.1088/1757-899X/294/1/012061

10. Deniz V. Problems of Mining Education at Turkish Universities: Past, Present and Future. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015;174:441–447. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.687

11. Ilkovičová L., Ilkovič J. Mining Educational Trail in Slovakia. Land. 2022;11:936. https://doi.org/10.3390/ land11060936

12. Janiszewski M., Uotinen L., Merkel J. et al. Virtual reality learning environments for rock engineering, geology and mining education. In: 54th U.S. Rock Mechanics/Geomechanics Symposium. June 28, 2020. URL: https://www.onepetro.org/conference-paper/ARMA-2020-1101

13. Onsel I.E., Donati D., Stead D., Chang O. Applications of virtual and mixed reality in rock engineering. In: 52nd U.S. Rock Mechanics/Geomechanics Symposium. June 17, 2018. URL: https://onepetro. org/ARMAUSRMS/proceedings-abstract/ARMA18/All-ARMA18/ARMA-2018-798/122603

14. Chirgwin P. Skills development and training of future workers in mining automation control rooms. Computers in Human Behavior Reports. 2021;4:100115. https://doi.org/10.1016/j.chbr.2021.100115

15. Kerridge A., Kizil M., Howarth D. Use of virtual reality in mining education. In: The AusIMM Young Leaders Conference. 30 April – 2 May 2003. Vol. 2. 15 p.

16. Vavenkov M.V. VR/AR technologies and staff training for mining industry. Mining Science and Technology (Russia). 2022;7(2):180–187. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-2-180-187

17. Kazanin O.I., Korshunov G.I., Rudakov M.L. The implementation of modern occupational safety and health system as an element of sustainable development of coal mining enterprises. In: Innovation-Based Development of the Mineral Resources Sector: Challenges and Prospects – 11th conference of the Russian-German Raw Materials. Potsdam, 07–08 November 2018. Pp. 571–577.

18. Zujovic L., Kecojevic V., Bogunovic D. Interactive mobile equipment safety task-training in surface mining. In: International Journal of Mining Science and Technology. 2021;31(4):743–751. https://doi. org/10.1016/j.ijmst.2021.05.011

19. Zujovic L., Kecojevic V., Bogunovic D. Application of a content management system for developing equipment safety training courses in surface mining. Journal of the Southern African Institute of Mining and Metallurgy. 2020;120(8):467–474. https://doi.org/10.17159/2411-9717/1233/2020

20. Vercheba A.A. Personnel training for the mining and geological sector of Russia. Mining Science and Technology (Russia). 2021;6(2):144–153. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2021-2-144-153

21. Lugoma F.M. On-campus mine surveying practicals: Their contribution in training mining engineering students in an open distance learning context. Journal of the Southern African Institute of Mining and Metallurgy. 2017;117(3):207–214. https://doi.org/10.17159/2411-9717/2017/v117n3a1

22. Golosinski T.S. Online mining education: a reality. Mineral Resources Engineering. 2002;11(1):137–146. https://doi.org/10.1142/S0950609802000847

23. Мартынов В.Г., Кошелев В.Н., Майер В.В., Туманов А.А. Нефтегазовое образование в России: вчера, сегодня, завтра. Высшее образование в России. 2021;30(8–9):144–157. https://doi.org/10.31992/0869- 3617-2021-30-8-9-144-157

24. Мартынов В.Г., Кошелев В.Н., Душин А.В. Современный вызов для нефтегазового образования. Высшее образование в России. 2021;29(12):9–20. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-9-20

25. Andrews A., Playfoot J. Education and training for the oil and gas industry: Building a technically competent workforce. Elsevier Inc.; 2014. 148 p.

26. Казанин О.И., Сергеев И.Б. Подготовка современного горного инженера: задачи университетов и профессиональных сообществ. Горный журнал. 2017;(10):75–80. https://doi.org/10.17580/gzh.2017.10.16

27. Hitch M. Mining education – curricular learning communities. International Journal of Mining, Reclamation and Environment. 2011;25(2):103–105. https://doi.org/10.1080/17480930.2011.581795

28. Черникова А.А., Петров В.Л. Подготовка горных инженеров в российских университетах исследовательского типа. Горный журнал. 2015;(8):103–106. https://doi.org/10.17580/gzh.2015.08.22

29. Knights P.F. Short-term supply and demand of graduate mining engineers in Australia. Mineral Economics. 2020;33(1–2):245–251. https://doi.org/10.1007/s13563-019-00208-0

30. Пучков Л.А., Петров В.Л. Развитие горного дела и высшего горного образования на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке России. Известия высших учебных заведений. Горный журнал. 2005;(4):125–148.

31. Белов А.В., Фаткулин А.А., Петров В.Л. и др. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала минерально-сырьевой отрасли Дальневосточного федерального округа. В: Материалы международной конференции «Современные проблемы комплексной и глубокой переработки минерального сырья природного и техногенного происхождения (Плаксинские чтения – 2022)». Владивосток, 04–07 октября 2022 г. C. 34–44. URL: http://plaksin.ipkonran.ru/download/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D 0%B8%D0%BA%20%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B 8%D0%B5%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-2022.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Петров В.Л. Аналитический обзор системы подготовки горных инженеров в России. Горные науки и технологии. 2022;7(3):240-259. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-3-240-259

For citation:


Petrov V.L. Analytical review of the training system for mining engineers in Russia. Mining Science and Technology (Russia). 2022;7(3):240-259. https://doi.org/10.17073/2500-0632-2022-3-240-259

Просмотров: 1282


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-0632 (Online)